УСТРОЙСТВО И ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕНТРАЛИ СКОРОСТИ И ВЫСОТЫ
Достигнуть высокой точности определения истинной воздушной скорости и высоты полета можно путем более полного учета всех погрешностей, возникающих при их измерениях. Это приводит к тому, что расчетные формулы становятся более сложными и для их решения требуются счетно-решающие устройства. Появляется необходимость использования специальных коррекционных механизмов для уменьшения инструментальных погрешностей. Устройства, в задачу которых входят централизованное измерение нужных параметров полета с высокой точностью и выдача соответствующих сигналов всем потребителям на самолете, получили название централей, или систем воздушных сигналов. Одним из таких устройств является централь скорости и высоты (ЦСВ).
Указатели Рис. 3.27. Упрощенная схема централи скорости и высоты |
На рис. 3.27 изображена упрощенная схема централи скорости и высоты. Специальные датчики определяют статическое давление Ян, динамическое давление q, температуру торможения Гт и передают их на вычислительное устройство, в которое вручную вводятся значения давления Р0 и температуры Т0 у земли.
Вычислительное устройство вычисляет значение различных параметров полета и выдает их на указатели и в различные автоматические устройства самолета. Централь скорости и высоты выдает следующие параметры полета: относительную высоту Я,
истинную воздушную скорость V, числоМ, температуру наружного воздуха Тн и относительную плотность воздуха А.
Применение централи скорости и высоты сокращает объем работы экипажа в воздухе и автоматически обеспечивает измеренными параметрами полета работу самолетных навигационных устройств.
В вычислителе ЦСВ решаются зависимости, вывод которых рассмотрен в § 7, 9, 11 и 15. Приведем эти зависимости в том виде, в каком они решаются в ЦСВ.
Определение числа М. Число М, представляющее собой отношение истинной скорости к скорости звука на высоте полета, для дозвуковых скоростей определяется по формуле
к-1
Выражение (3.52) получено из формулы (3.36) с учетом соотношений
М == тг~~; ан = VxgRTH,
ан
где ан — скорость звука на высоте полета.
Если выражение (3.52) решить относительно учитывая при
этом, что к—1,4, получим формулу для числа М в том виде, в каком она решается в ЦСВ:
■т^-=(1 +0.2М2)3’5- 1. (3.54)
1 н
Для сверхзвуковых скоростей при определении числа М используется формула
(3.55)
Определение температуры воздуха на высоте полета. В централи скорости и высоты фактическая температура наружного воздуха Тн определяется по формуле
гр 7 пт
1 н— і + о,2М2 ’
где Та. т — температура полного торможения.
Определение истинной воздушной скорости. На всем диапазоне скоростей в ЦСВ решается зависимость
которая получается с учетом соотношений
______ у ^
V = М • ан; аи — У кgRl я; Тн — — j +
Обозначив постоянную величину Vrcg% коэффициентом С, получим
У=С . м—————— — уту,
У1 + 0,2М2 у п — т
Определение высоты полета. Для определения высоты в ЦСВ используется формула (3.10):
н = ягс, ІП-Д-,
я
в которой среднее значение температуры воздуха учитывается с помощью соотношений (3.12) и (3.11):
— для высот менее 11 000 м
т — т°+ T" —
1 ср 2 1
— для высот более 11 000 м
г Т°~ТН ^.1 , г
1 ср ~ 2 Н Iі и*
Определение относительной плотности воздуха. Относительная плотность воздуха А представляет собой отношение плотности воздуха на высоте полета ун к плотности воздуха у о при Ро =
Р
— 760 мм рт. ст. и 7’0=288оК — Учитывая, что у — получим
А = ^ = (3.58)
То if!
т
где С — —— постоянная величина.